Блог

Урал. Оленьи Ручьи

2017-06-30 11:09:12

Всем привет. Давно не писал, решил размяться. Недавно мы ездили в заповедник Оленьи Ручьи. Сперва хотели на Большой Еремель, но потом все таки решили сюда. Я немного посмотрел сайт заповедника, но как то не зацепился ни за что. Заповедник, как заповедник. Длинные пешие тропы. Я не хотел очень много ходить и думал, что лучше остановиться и сидеть у костра болтать. Друзья наоборот хотели пройти как можно большее расстояние, и это меня напрягало. В общем, я настроился на обычный, туристический поход.

На входе в заповедник

День первый. Выехали мы в пятницу перед июньскими праздниками, сразу после работы. Хоть это лето больше похоже на бесконечную весну или осень, но день был яркий и солнечный. По плану мы должны были преодолеть половину пути, что бы на следующий день уже к обеду добраться до заповедника. Немного задержались в Чайковске. Но дорога была хорошая. Когда стало темнеть, мы решили искать место для ночлега. По навигатору было видно, что мы едем вдоль водохранилища, поэтому решили остановиться где-нибудь на берегу. Съехали с дороги через деревню Козлово и нашли красивейшее место подальше ото всех. Солнце уже село. Мы остановились в метрах в 30 от берега, который оказался крутым обрывом метра 2 высотой, и стали разбивать лагерь. На розовом небе большая яркая луна бросала белую дорожку на широкую гладь водохранилища. Трава уже была немного покрыта росой. Кто-то ставил палатки, кто-то варил кашу на газовой горелке. Отличная вещь эта горелка. Все походы нас выручала. Не надо запариваться о дровах, разжигать там что-то. Просто прикрутил баллончик, щелк, и минут через 5 каша готова. Один минус - от неё нет тепла, как от костра. Я был рад такому ужину на природе. Ощущение, что это только начало путешествия добавляло какую то изюминку в этот вечер.

Вдруг, резко прямо у нас над головами раздался сильный рев самолетов. Обычно бывает слышно их приближение, а тут как будто они вынырнули из пустоты прямо над нами. Мы подняли головы и увидели 2 истребителя, которые шли параллельно низко под облаками. Можно было даже разглядеть огонь их двигателей. Сделав полу дугу над нами, они скрылись за горизонтом. Пообсуждали, что возможно они летели воевать в Сирию. Но скорее всего они были с пермского авиа училища и это простой учебный полет. Допив чай мы сходили на берег-обрыв полюбоваться природой. Я показал приложение звездную карту на телефоне, которое при наведении показывает как называется та или другая звезда. Все заценили и пошли спать. Я проснулся в 4 утра, потому что замерз. Немного укутался и снова уснул.

День второй. Солнце уже встало и прогрело палатку. Это приятное чувство, когда встречаешь утро в походе. Тепло, сухо, снаружи стрекочут кузнечики и поют жаворонки, ветерок колышет палатку, и солнце играет на ней лучами, а ты можешь наслаждаться этим сколько хочешь. Не нужно ни куда спешить и когда ты выберешься наружу, то сразу окажешься в утренней красоте. Может уже кто-то сварит завтрак и ты, попивая чай, будешь смотреть как сонные друзья выкарабкиваются из палаток или собирают свои вещи.

Теплое утро.

Где-то после обеда мы были уже в заповеднике. Тут большая автостоянка и пропускная. Мы поставили машину и заплатили за вход. Перекусив и собрав рюкзаки, отправились в путь. В начале тропы висела табличка, что по второстепенным тропам ходить нельзя, потому что клещи. В глубине души я обрадовался, что большой километраж по тропам отменяется, но кроме меня эта табличка ни кого не впечатлила. Пройдя 5 минут мы оказались на смотровой площадке на скале у берега реки.

Река

Внизу непрерывно плыли катамараны и байдарки с туристами. Видимо тут очень популярны сплавы. Хотя это не удивительно. Берега этой реки очень красивы, то отвесные скалы, то небольшие пляжики с песком и неповторимый уральский лес. Сделав пару фоток возле ангела, мы по пошли дальше по навесной тропе вдоль скалы. Чем дальше шли, тем красивее и интереснее становилось кругом.

Тропа вдоль реки

Зашли в пещеру, в которой жили доисторические люди. Потом подошли к скале, в виде арки, через которую проплывали туристы и фоткались. Мы решили забраться на эту скалу и немного отдохнуть. Скинув рюкзаки мы стали любоваться рекой и тут я увидел на самом краю, за камнем утку. Она сидела на гнезде и делала вид, что её ни кто не видит. Я ни когда не встречал их так близко. Мы тихонько сфоткали её, что бы не спугнуть и пошли дальше.

Утка на гнезде

Следующим чекпоинтом был длинный навесной мост через реку. Он довольно сильно шатался, поэтому проходя через середину Ренат стал его сильно расшатывать чтобы напугать Инну. Я шел сзади и осуждал эти провокационные действия, хотя в глубине души знал, что если бы он этого не сделал бы, то расшатывать пришлось бы мне, такую возможность попугать просто нельзя было упускать.

Вообще этот заповедник не похож на те, в которых мы были. Тут какая-то другая природа, почти нет гор, но все же очень красиво. Мне многое хотелось бы описать, но лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать. Короче следующей нашей остановкой была смотровая площадка Пирамида. Тут мы сделали передышку. С высоты башни открывается красивый вид на изгиб реки. Маленькие байдарки и катамараны медленно плыли по ней далеко внизу. Река кажется спокойная и величественная. Урал отличается от всех других мест этим чувством покоя. Он многое повидал. Тут богатая история на миллионы лет в прошлое, которую мы не знаем, но которую можно почувствовать. Когда стоишь на одной вершине и смотришь вдаль на другие, пологие, покрытые хвойным лесом и скрытые в дымке под ярким солнечным небом, то кажется как будто они становятся немного прозрачными и сквозь них просвечивается очень далекое прошлое. Вся история, которую мы знаем — всего лишь страница из огромной книги Урала. Это ощущение трудно объяснить, но это именно то, за что я люблю Урал.

Вечереет, а нам еще топать и топать...

Короче, немного отдохнув мы пошли дальше на следующий чекпоинт, где находился наскальный рисунок древнего человека в виде оленя. Что бы его увидеть со стороны тропы нужно спустится к самой реке и сильно наклониться над водой. Он находится на скале над берегом, поэтому лучше всего его разглядывать с воды. Если честно, то мне кажется его нарисовали какие-то древние люди из 20ого века. Хотя может быть он и действительно настоящий. После этого рисунка у нас оставалась впереди еще 2 пункта и ночевка в самой дальней точки заповедника. Солнце уже садилось и мы поспешили вперед. Тропа шла вглубь леса.

Рисунок древних людей. Попробуй найди)

Вскоре мы добрались до большой пещеры. Скользкий и сырой вход, высотой метра 3, спускался вниз под 40 градусов. Внутри текла небольшая речка. Когда мы стали спускаться, то её журчание очень сильно было похоже на речь взрослых людей и детский смех. Я даже сперва думал, что в пещере одна из многочисленных групп туристов, которых мы часто встречали на тропе. Но внутри ни кого не было, а звуки доносились из-под камней, куда уходила река. От этого мне стало немного жутко, но кроме меня эти голоса ни кто не слышал. В конце пещеры стоял огромный булыжник, чтобы пройти дальше надо протиснуться за него и по камням пройти через речку. Мы оставили Инну снаружи, а сами пошли вглубь. Хоть пещера и каменная, но все камни в ней покрыто скользкой сырой глиной. С потолка постоянно капает вода. На троих у нас 2 фонарика, чем дальше тем сложнее было пробираться, но тем больше просыпался азарт. В стенах каике то ответвления и мелкие лазы, которые тоже наверное куда-то ведут. Мы заползли достаточно далеко, и уперлись в небольшой зал, затопленный водой. По стене вела веревка, видно там еще дальше есть ход, но мы были не подготовлены и без снаряги. Постояли немного отдыхая. Стало понятно, что если погаснут фонарики, то обратно вылезти почти нереально. Это еще больше подогревало адреналин первооткрывателей) Мы еще раз осмотрелись и решили возвращаться. Когда вылезли из пещеры, солнце уже село, хотя все равно было еще светло.

Мы прошли минут 10 и добрались до самой дальней точки нашего маршрута — карстового провала. Это нереально огромный провал в лесу. Туда может поместиться целая многоэтажка, а на его дне еще провал. Такое чувство, что под обломками здоровых бревен и валунов скрыта бездна. Раньше по дну этого провала проходил навесной мостик, но несколько лет назад часть стены откололась и оборвала этот мост. Перед спуском была табличка, что идет движение грунта и провал может в любой момент обвалиться. Но мы уже побывали в пещере и ни чего не боимся. К тому же преодолевали такое расстояние не для того что бы смотреть на него. Мы спустились. На дне еще лежала глыба снега, хотя уже лето. Пробравшись под обваленным бревном через сломанный мостик, мы оказались на самом низу. Когда смотришь вверх голова немного кружиться, потому что сложно оценить масштабы этого провала. На другой стороне есть небольшой подъем и дальше еще одна пещера. Внутри мы увидели какие-то древние бревна, наверное тут раньше была шахта.

Карстовый провал

Так как была уже почти ночь, мы решили разбивать лагерь. Рядом с провалом уже расположились пару палаток, поэтому мы решили немного вернуться назад на другу стоянку, что бы ни кому не мешать. Быстро установив палатки мы стали готовить ужин. На всякий пожарный развели еще костер. Так как всю дорогу на тропах встречались какахи диких зверей. Скорей всего это были олени, но возможно и медведи. Да и с костром как то душевнее и теплее. Когда огонь разгорелся, вокруг было совсем темно. За стволами деревьев прятались тени. Где-то недалеко журчала речка, кругом щебетали ночные птицы и где-то в чаще ухал филин. Яркая луна проглядывала сквозь высокие сосны и ели. Сегодня ужин был особенно вкусным. Мы грелись у костра и болтали. Когда сгорели все дрова, решили ложиться спать. Затушили костер и разошлись по палаткам. Уже сквозь сон я слышал как здоровый филин громко ухал на ёлке над нашими палатками, но уже не было сил проснуться.

День третий. Из всей команды обычно я самый неподготовленный любитель. Мня всегда напрягало основательно собираться и подбирать снаряжение, что-то там рассчитывать. Просто скидал вещи и вперед к приключениям! А друзья наоборот все просчитывают, составляют план, маршрут. Некоторые даже ходили в категорийные походы. Вот пишу эти строки и думаю — какая-то у меня сомнительная роль в коллективе, никакой пользы. Что бы как то подняться в глазах, я в этот раз даже купил себе спец одежду, но если честно, в спортивках все равно удобнее.

Сегодня мы решили идти в радиалку до еще одной достопримечательности. Радиалка. Это слово слишком часто звучало и почему то начало меня напрягать каким то оттенком профессионализма с их стороны. По сути это значит налегке сходить до какой нить точки, прогуляться и вернуться обратно. Оставив рюкзаки в палатках мы отправились в путь. Солнечные лучи приятно пригревали. Вдруг сзади замыкающий начал кричать и прыгать на месте. Оказалось на тропе была змея и он на неё наступил, а мы прошли и не заметили. Скорее всего это была медянка. Потом мы сошли с тропы и пошли по мокрой от утренней россы траве. Вспомнив про таблички о клещах, мы остановились осмотреться. Я сразу поймал на штанах 4 клеща, еще пару поймала Инна. Это за 5 минут. Короче, на этом моя радиалка закончилась. Я вернулся к палаткам и долго осматривал всю одежду. Как потом оказалось можно было вообще не ходить туда, все равно ни чего интересного не было.

Когда все собрались в лагере, мы сложили вещи и двинули в обратный путь, но по другой тропе. Обратная дорога шла через глухой лес и ни чего там интересного не было, но маршрут предстоял длинный. Впереди остался только один чекпоинт — карстовый мост. Это такая здоровая скала полудугой на берегу реки. На второй день похода голова полностью прочистилась от лишних мыслей, наверное еще сказалась усталость и несколько часов пешего пути. Я шел и просто вдыхал ароматы трав и наслаждался свежим ветром. Мы проходили заброшенные рудники, возможно бывшие поселения, но ни чего этого не было видно. Природа скрыла все следы. Если бы не туристические тропы, то вообще было бы невозможно понять, что всего около века назад тут было одно из крупных добывающих предприятий. Вскоре мы вышли к карстовому мосту. Тут уже много туристов и те кто сплавлялись по реке и кто пришел по другой тропе с базы. Это туристическая стоянка. Перекусив в беседке мы решили слазить на эту скалу и оглядеться. Место действительно интересное.

Карстовый мост

После карстового моста тропинка на базу была хорошо оборудована и проходила вдоль берега. С одной стороны с обрыва открывались красивые виды на изгибы реки, а с другой стороны был светлый лес с зеленой травой и огромными лиственницами. Солнце играло в их высоких кронах. Уже стало немного вечереть. Мы шли расслабившись и останавливались, чтобы полюбоваться видами. Это была финишная прямая, но было так красиво, что хотелось растянуть это время подольше. Я не люблю возвращаться в места где уже был, но именно сюда, я хотел бы приехать еще раз, чтобы погулять по этой тропе.

Вскоре мы пришли на базу. Товарищи пошли ставить палатки, а я стал готовить еду в беседке. Рядом с беседкой был вольер, где бегала большая собака, похожая на волчицу. Сразу за ним, в лесу, была зона кемпинга, где стояло много палаток и туристы шумно готовили еду на кострах, шутили, кричали, бегали дети. С другой стороны через дорогу от беседки была парковка, за ней долина и горы, в которые уже опустилось солнце и окрасило весь горизонт в алый цвет. На столе грелка варила кашу, а я смотрел на закат. Говорят копи не вещи, а воспоминания. Это момент я запомню. Когда мы поели было уже темно. Люди в кемпинге начали петь песни под гитару у костра. Я давно хотел послушать. Мы сидели в беседке и болтали. Когда стало совсем холодно, то решили идти спать. Забираясь в палатку я думал еще полежать и послушать песни, но вырублися, не успев даже толком застегнуть спальник. Когда проснулся было часов 8 утра. Я пошел в беседку и вскипятил на горелке чай. Мы стали собираться домой. Выехали примерно в 9 утра и уже в 6 вечера были в Ижевске.

Я изначально скептически относился к этой поездке, но она оказалась потрясающей. Спасибо друзьям, что все-таки настояли ехать сюда. Сколько езжу на Урал он каждый раз открывается с новой стороны. Я все так же продолжаю агитировать людей. Тут очень много мест в которых нужно побывать. Если у вас есть 3-4 дня выходных и машина, то Урал просто идеальное место для приключений. Он недооценен как туристическое направление, или просто не разрекламирован. Но кто тут был хотя бы раз, приезжают еще, что бы окунуться в эту удивительную атмосферу.

Подведу итог поездки: за 3 дня выходных получилось по 1700р с человека(бензин, еда, билеты в заповедник). Дорога у нас вышла всего примерно 1200 км. В заповеднике мы были 2 дня. Куча впечатлений. Спасибо друзьям за офигенный поход. Кстати, туристы, которые ночевали в кемпинге оказались тоже с Ижевска, они приезжали на коммерческий сплав. На этом все, до следующих путешествий ;-)