Блог

Северный Урал 2015

2015-07-12 09:47:46
Появился свободный вечер и, я решил написать пост об очередном путешествии на Урал, чтобы еще раз рассказать, как потрясающе красиво и интересно в горах. Может быть кого-то все-таки сманит поехать туда. В этот раз мы ездили на северный Урал покорять вторую по высоте гору этого хребта - Конжаковский камень.
Как обычно все началось с идеи. Старой компанией мы решили июньские праздники провести, путешествуя. Определившись с местом, стали собираться. Наученные суровым опытом прошлого похода парни подошли основательно: в гуглдокс запили таблицы, что брать, у кого какие обязанности и т.п. Я, глядя на всю эту серьезность, сразу расслабился. Когда мой мозг понимает, что в команде есть люди, которые могут взять ответственность, он сразу расслабляется.

Выехали мы часов в 8 утра. Вообще интересно стало еще в дороге, когда мы остановились на обед на реке Мутная. Ренат, как ответственный за пищу, начал готовить. Оказывается, настоящие туристы не берут с собой воду для готовки еды, а черпают ее прямо из водоемов. Само название речки не внушало доверия, поэтому мы уговорили его на первый раз варить кашу на воде, которую везли, но это было только начало.

Варим кашу у реки Мутная

Коротко наш план:
- Из Ижевска до Карпинска через Пермь ехать 12 часов.
- От Карпинска еще 30 км по грунтовке до первой туристической остановки.
- Потом ночевка и рано с утра идем пешком 17 км до туристической остановки Поляна художников.
-Там мы поднимаемся на сам Конжаковский камень, высота которого 1569 м. Это еще 7 км в одну сторону и столько же обратно до поляны.
- Ночуем и с утра выходим обратно.
Общая дистанция пешего пути за 2 дня в теории должна быть 40км. Это длина марафонского забега, который как раз и проходит в середине лета по этой тропе. Потом ночуем на базе и едем домой. Общая сложность получилась 4 дня. Пришлось брать отгул с работы на 1 день, чтобы уложиться.

Ретро заправка

По дороге оказалось, что я не взял, какие - то вещи, которые должен по гуглдоку, поэтому пришлось искать магазин. Из Карпинска на базу мы выехали уже вечером. Садившееся солнце скрылось за верхушками щуплых елей, которые плотно прижались к грунтовке. Метр в этот лес и сразу начиналось болото, поэтому лес был не густой. Через дорогу иногда перебегали зайцы, а таблички километража от города были прибиты к корявым березовым шестам. Все это напоминало старорусские сказки про Бабу Ягу.
На базу мы приехали поздно. Сложно назвать это базой, просто небольшой частный комплекс из нескольких домиков для гостей, бани и хлева. Все построено как будто в старом стиле и обнесено частоколом. У ворот стояли 2 мужика и бухали — вечер был прекрасен, лето. Мы подошли, поздоровались, расспросили что и как, сколько стоит. Домик на несколько человек стоит 4тр в сутки. Баня 1,5тр в час с человека. Это нормально, как я потом понял, когда увидел, на каких машинах ездят туда туристы. Машины можно ставить рядом с воротами, за охрану 200р в сутки. Мужики рассказали, как ходят туристы и посоветовали стучать по камням палками, когда пойдем на гору. Оказывается, тут медведи и в прошлом году задрали одного мужика, но это так.

Мы припарковали машину, взяли палатки и пошли ночевать на поляну. Место было потрясающее: очень маленькое поле, окруженное лесом, с одной стороны была база, с другой текла река. И вся эта небольшая равнина окружена со всех сторон горами. Красно-рыжие вечерние облака цеплялись брюхом за их вершины.
Мы расставили палатки и стали готовить есть. Оказалось, что у нас вегетарианское меню, и если кто-то хотел что-то, это еще нужно было написать в гуглдоке. Этот док меня уже начал напрягать. Из обсуждения я понял, что не взял практически ничего, что там было написано. Надо было все - таки посмотреть его. В общем, поели мы овощной суп, со специями, сваренный на воде из речки. Может от свежего воздуха, но он оказался очень вкусным. Запили все это кипятком, так как почему - то чая не было в списке(см. Гуглдок!!!). На второй день такой санитарии мой живот начал волноваться. Но сгущенка и печенье спасали ситуацию всю дорогу. Немного поболтав, мы пошли спать. В палатке решили посмотреть на планшете фильм «Берегись автомобиля», но после долгой дороги сил хватило только на половину.

Утренний пейзаж

Мы вышли рано утром. Я немного смущался своего дилетантского рюкзачка на фоне 100 литровых походных рюкзаков парней, подготовившихся после прошлого раза. Да, и снаряга моя была, честно сказать, так себе: спортивные штанишки, кеды и толстовка. Я подумал, что лето и должно быть теплее чем в мае, когда мы ездили в прошлый раз. Через 5км я уже нисколько не смущался, а наоборот тихо радовался, что не набрал тонны всякой фигни. Шли долго, с остановками. Когда были на перевале, местами шел дождь. Кругом красота, впереди высокие горы и хмурое небо, пахло елями и мхом, а пейзажи как из фильма «Сумерки».

Идем вперед и только вперед

Часов в 6 вечера мы, наконец-то, пришли на поляну Художников. Смеркалось. Кругом текли бурные ручьи талых вод. Было шумно. Мы расставили палатки на маленькой поляне у обрыва. Я посмотрел на тучи, которые медленно ползли по вершинам, и подумал, что было бы круто оказаться внутри туч. Оставив все вещи, мы налегке двинулись покорять вершину. Чем выше мы поднимались, тем больше мы перемещались в прошлое. Сперва были маленькие березы, потом появились подснежники, а затем вообще местами был снег. Мы из лета попали в раннюю весну. Вскоре березки закончились, и окрестность напоминала то ли тундру, то ли Исландию, как в фильме про хобита.

Настоящий вид сурового Урала

Кругом толстый, мягкий слой мха вперемешку с какими - то растениями. Серые глыбы делали пейзаж еще более суровым. Вдруг снизу нас догнала туча, и мы оказались прямо в ней. То, что вдали выглядело туманом, на деле оказалось проливным дождем, который хлестал нам в спину. К тому же в горах всегда сильный ветер. Леха с Инной решили вернуться в лагерь, а мы с Ренатом пошли дальше.

Тропа к вершине

Когда мы вышли на плато, я понял, что кругом под мхом была вода, и мои кроссовки уже были насквозь сырые. Пронизывающий холодный ветер все время пытался сорвать дождевик. Через минут 40 потайное желание тоже плюнуть на это гору и вернуться просто вырвалось на свободу. Скооперировавшись со здравым смыслом, они твердили: «Забей, вернись обратно, где горячая еда и теплая, сухая палатка. Здоровье важней, чем каких - то 1569м. Скоро стемнеет, а кругом ходят медведи. Вернись!» Я остановился в сомнении, все туристы, которых мы встречали на тропе уже возвращались в лагерь. Не знаю, как описать чувство, когда ты почти готов сдаться и повернуть назад. Словно ты борешься не с природой, а со своими слабостями. Короче, я точно решил идти до самой вершины.

И дождь и ветер не помеха

Пройдя плато, мы стали залазить еще выше. Дождевые тучи уже были где-то внизу. Кругом каменные глыбы и ручьи. Откуда их столько, ведь снега почти нет. Уже не было эмоций, просто надо было лезть вверх и вверх. Оглянувшись назад, можно было увидеть плато и тучи ниже его, а по горизонту только горы и золотистые облака на закате. Через час закончился крутой участок, и можно было идти пешком. Кроссовки уже не грели, и с каждым шагом я чувствовал ледяную воду. На встречу попались два парня с девушкой. Я спросил, как там на вершине, они сказали, что оно того стоит. И тут налетело облако. Густой холодный туман быстро затянул все вокруг. На этой высоте был другой слой облаков - сухих. Стало темно и почти ничего не видно. В такой обстановке мы забрались на самую вершину. Тут стоял крест - 32х килограммовая гиря и еще какие - то вещи. Ветер дул с бешенной силой, мы спрятались за камень. Я надеялся, что облако уйдет, и мы увидим этот вид ради которого сюда лезли, но оно не уходило. Без движения и на сквозняке я начал сильно замерзать. Пальцы с большим трудом чистили арахис, который притащил с собой. Я уже не мог сдерживать дрожь и меня начало просто колбасить. Думал, что точно простужусь. Повезло, не заболел)) Ренат сидел спокойно. Как настоящий турист он был в сапогах, непромокаемых теплых штанах и куртке. На фоне его я чувствовал себя идиотом, но очень хотелось увидеть пейзаж с вершины. Туман не думал даже рассеиваться. Солнце давно село, а нам теперь надо 7 км спускаться обратно. То ради чего мы шли сюда весь день в жару и в непогоду, по камням и ручьям мы так и не увидели. Не передать словами, как было обидно, потому что все что можно было разглядеть в этом тумане - это соседний булыжник, и находишься ты на второй по высоте вершине Урала или где - то внизу, никакой разницы.

Дальше трех метров ничего не видно

Не дождавшись ясного погоды, мы стали спускаться на плато. Солнце уже село и все вокруг освещалось желто — коричневым светом, отраженным от туч. На плато облаков не было, они остались сверху на горе, а второй слой был ниже уровня плато. Мы решили сойти с тропы и посмотреть обвал на краю. Когда мы подошли к краю, сильный ветер уносился порывами вниз в ущелье, которое раскинулось между гор далеко впереди. А на горизонте за горами виднелись огоньки каких -то городов. Мы немного посмотрели и пошли обратно к тропе. Уже совсем смеркалось. Я напрягал зрение и старался разглядеть вдали этого поля, среди булыжников, движущиеся силуэты медведей. Слева от нашего пути появился железный крест. Мы старались быстрее добраться хотя бы до тропы, отмеченной яркими флажками. Когда мы вышли на нее, стало немного спокойнее. Мы спускались дальше, дошли до леса низкорослых березок. В темноте уже было невозможно разглядеть землю, и мы шли просто прямо по ручьям, напрягая зрение на пределе, я еле различал вешки. Ренат шел сзади и мигал фонариком, но это только мешало. Фонарь светил не далеко, а после яркого света зрение долго адаптировалось обратно к темноте. Журчанье ручьев талой воды глушило все звуки. Вскоре вдали, между стволов стали мигать огоньки костров. Где - то глубоко проснулось какое - то древнее чувство, словно с охоты возвращаешься в свой лагерь, где люди, тепло, светит огонь и есть пища. Усталость как будто отошла на второй план, растворенная этим чувством тепла и дома. Мы пришли уже ночью, переоделись, сварили на газовой горелке кашу, попили кипятка с печеньем и легли спать по палаткам. В спальнике было очень тепло и уютно. Только я улегся, сразу заснул...

Проснулся я часов в 10. Солнце светило ярко, и в палатке было немного душно. Я одел обувь и вышел. Из — за того, что мы вчера прыгали по камням, у меня получилось, как бы плоскостопие, но только выпуклое. Я перекатывался с пятки на носок, как робот. Но расходившись боль быстро прошла. Пока мы спали, Леха решил один сходить на Конжаковский камень, поэтому у нас было несколько свободных часов до его возвращения. Так как погода была солнечная, мы с Ренатом решили подняться на соседнюю гору. Со стороны казалось, что это займет минут 20 — 30, но, когда мы начали подниматься, то потратили 2 часа только в одну сторону. По пути Ренат то и дело останавливался. Я уже засомневался, а может он устал и хочет обратно. Я понимал, что если он пойдет обратно, то мне тоже придется идти с ним. Даже не принимая во внимание воображаемого медведя, если случайно подвихнешь ногу, или ударишься, то найдут тебя среди этих булыжников не скоро. С одной стороны, ты понимаешь, что одному опасно, а с другой стороны понимаешь, что и товарищ тоже может потеряться. Так же и с его стороны, поэтому тут нет споров - надо помогать. Все таки мы забрались на вершину. Вид на ущелье, где находилась Поляна художников и наши палатки, был великолепен.

То, ради чего вся это затея

На самой вершине была лужайка и цвели цветы. Тут мы нашли настоящие медвежьи какашки, правда старые. На самом деле, когда светило солнце и было видно все окрестности, то было понятно, что шансы встретить его лично у нас были очень малы. Все ближайшие вершины были облажены туристами, которые шумят и пахнут дымом. Все это отпугнуло зверей на несколько километров вокруг. В общем, мы сидели на вершине и наслаждались раскинувшимися внизу видами. Было очень красиво, даже только ради этого стоило сюда идти.

Лужайка на вершине

Когда мы спустились, Леха уже вернулся, и они с Инной сварили суп. Поев и собрав палатки мы отправились назад - еще 15 километров пешком. Вымотанные вчерашним днем мы шли с остановками. Погода была отличная, а когда до базы оставалось километров 5 был уже вечер. Солнце освещало вершины гор, покрытые густым покрывалом елок. Ветра почти не было и на дороге стоял аромат хвои, мха и лесных трав. Все шли уже из последних сил. В голове не было ни каких мыслей, никакого бреда, который обычно крутится в фоне, никаких проблем, никакого кризиса, ничего, надо было просто дойти до базы. Усталость и природа хорошо прочищает мозги. Я кайфовал от этого состояния.

Переправа

Когда мы пришли на базу, народу там стало больше. Молодежь у реки видимо отмечали свадьбу. Какие-то мужики гоняли на квадриках. Вообще, несмотря на вечер, было довольно шумно. Цивилизация. Мы поставили палатки в сторонке и стали готовить ужин.
Мне хотелось после таких испытаний попить чаю. Я пошел к хозяевам базы, в надежде, что там есть какой - нибудь магазинчик, но они сказали, что ближайший в 5и километрах отсюда. Я спросил, может они продадут мне пару пакетиков, а они мне дали просто так. Я шел к палаткам и не мог сдержать улыбку от радости: у меня были 3 настоящих пакетика черного чая!!! Не помню, что доставляло мне еще столько же радости, как этот чай. После таких трудностей я заслужил его. Я крепко заварил пакетик и добавил много сгущенки. Получился густой чай с молоком. Вот он, этот вкуснейший аромат чая, который не попробовать ни в одном, даже самом дорогом ресторане. А кругом горы.

Ночевка с видом на покоренные горы

Вечер плавно начинал переходить в ночь. Облака со стороны заката касались вершин гор и напоминали о сумасшедшем восхождении почти на самую высокую вершину Урала. Мы преодолели марафонскую дистанцию по горам за 2 дня. Усталость манила спать. Завтра еще 13 часов дороги домой, обед на берегу реки, короткая экскурсия по краю Перми и штраф за превышении скорости. Вот такое вышло путешествие: 4 дня, 2 из них на дорогу, 2400Р с человека на все, и куча эмоций.

Иногда надо пройти через трудности, чтобы открыть что - то новое. Именно трудности придают ценности тем вершинам, которые ты покорил. Они делают воспоминания ярче, а победу слаще. А еще, лучше путешествовать с друзьями. Какие выводы можно сделать для себя. Второй раз я лоханулся с экипировкой. На самом деле, если бы я знал, что меня ждет, то все равно взял бы столько же. Пусть я немного промок, но на длинных дистанциях каждый килограмм — это дополнительный тормоз, поэтому лучше путешествовать налегке. В общем, если хотите испытать себя или просто отдохнуть и полюбоваться красотами природы, то езжайте на Урал! Я продолжаю агитировать ездить по России. Столько всего интересного: Урал, Алтай, Карелия, Байкал. Хватит смотреть на мир через скучный монитор. Путешествуйте! ;)

П.С. Немного больше фоток в альбоме тут